1980

Номер за сентябрь 1954 годa
раздел «Церковная жизнь»

ОПЯТЬ НА РОДИНЕ

По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, я 23 июня 1954 года покинул Голландию для того, чтобы месяц провести на Родине.

Мои прихожане трогательно напутствовали меня: «Поклонитесь от нас родной земле, батюшка», «помолитесь о нас у мощей Преподобного Сергия», «землицы-то родной нам привезите...»

В сопровождении моего заместителя, о. Бориса Кожевникова, и некоторых членов прихода, я отправился на аэропорт. Формальности окончены, и вот я — в самолете. Ровно в 10 часов 30 минут утра стальная птица отрывается от земли, Амстердам скрывается из вида и второй раз в жизни повторяется для меня, как некая чудесная сказка-быль, поездка на Родину.

Время идет быстро. Прага. Встреча на вокзале, гостиница, визит к радушному Митрополиту Елевферию. На утро — отлет в Москву. Опять пражский аэропорт. Вижу советский самолет. Радостно забилось сердце, когда вступил в него. Я уже почти на Родине. И вот — мы летим. Через три часа — Варшава. С воздуха видно, что город отстроился, развалин, которые я видел в 1948 году, больше нет. Стоянка окончена, и начался последний перелет на Москву. Через два часа — под нами русская земля. Потянулись лесные массивы, поля, луга, деревушки, кое-где белеют церкви — родная земля!

В 4 часа — Москва. Снизились на Внуковский аэродром. Издали вижу кто меня встречает: московский протоиерей Александр Соллертовский и знакомый по 1948 году сотрудник Патриархии А. С. Буевский.

Через 20 минут комфортабельный «ЗИМ» помчал меня по прекрасному шоссе из аэропорта в Москву. Знакомая панорама Кремля, Манежная площадь, и я — в «Национале», где мне тоже все знакомо.

Только что расположились — звонок по телефону: приглашают на прием в Совет по делам Русской Православной Церкви, устраиваемый в честь присутствующих в Москве церковных делегаций. Г. Г. Карпов приветливо встречает меня. На приеме, впервые за шесть лет, вижу Святейшего Патриарха Алексия. Он ласково осведомляется о моем путешествии.

После приема иду по Москве, которая поражает меня сильным автомобильным движением и беспрерывным потоком людей на улицах. Внимательно наблюдаю: люди хорошо одеты, на лицах бодрость и довольство. Разница с 1948 годом огромная. Жизнь города сильно пошла вперед, о чем свидетельствует и веселая оживленность толпы, и прекрасные магазины, мимо которых я прохожу.

На другой день отправились на пароходе по каналу Москва-Волга. Это для меня новость. С удовольствием любуюсь живописными пейзажами Подмосковья. Хвоя, березки, луга, дачи, на берегах масса купальщиков. На комфортабельном пароходе чистота и порядок. Путешествие проходит в оживленных беседах с членами других делегаций: германской и китайской. К вечеру возвращаемся домой.

На следующий день — целый ряд новых впечатлений: посещаю московские церкви, сослужу протопресвитеру о. Николаю Колчицкому в Патриаршем соборе, молюсь у Иверской в Воскресенском соборе и в Скорбященской церкви. Всюду народные толпы, умиление и радость людей, когда узнают, что я из-за границы.

Затем едем осматривать Кремль. Посещаем древние памятники русской церковной старины: Успенский и Благовещенский соборы, величественные по своим размерам и изумляющие своею росписью. Осматриваем оружейную палату; это одно из самых драгоценных в мире собраний всевозможных памятников древности. В особенности предметы церковной утвари привлекают мое внимание: великолепные чаши, митры, Евангелия, архиерейские и священнические облачения.

1 июля меня принял Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, овевая своей любовью и радушием, как и в 1948 году. А вечером того же дня я на комфортабельном экспрессе «Красная стрела» еду в Ленинград.

Приближаясь к этому городу, я волнуюсь. Там ждут меня друзья: доцент Ленинградской духовной академии протоиерей А. Сергеенко и его матушка. Много лет мы прожили вместе за границей и шесть лет не видались. Но вот и вокзал. Радостная встреча: о. Андрей Сергеенко и его матушка, от епархии встречают маститый протоиерей о. Михаил и незнакомые мне лица.

Автомашина мчит нас в гостиницу «Астория», а затем в час дня — к Ленинградскому Митрополиту Григорию. Торжественная встреча: маститые протоиереи, огромные прекрасно обставленные залы, наконец, покои самого владыки. Он приветлив и бодр, несмотря на свой преклонный возраст. Радушно встречает меня и приглашает в воскресенье к обеду. Затем следует краткий осмотр его покоев и обширной библиотеки, и мы откланиваемся.

В этот день я остался у моего друга о. Андрея Сергеенко в его академической квартире. День прошел в обмене впечатлениями и воспоминаниями. О. Андрей показал мне академию и семинарию: актовый зал, классы и аудитории, храм и библиотеку. Библиотека огромная: 150 000 томов. Все благоустроено и прекрасно содержится.

На утро поехали осматривать Петродворец (б. Петергоф) с его знаменитыми фонтанами; впервые в жизни я увидел Финский залив.

Затем я побывал в Преображенском и Никольском соборах. В Никольском соборе молился за всенощной. Вернувшись к себе поздно вечером, выхожу на балкон. На улице светло, почти как днем: это «белые ночи», о которых я раньше много слышал. На улицах, несмотря на поздний час, царит оживление. Огромный Исаакиевский собор безмолвно, как страж веков, возвышается над людским муравейником...

В воскресенье сослужил Митрополиту Григорию в Никольском соборе. Служба шла просто, строго, как и пение: без всяких концертных отступлений. После отдыха обедал у владыки; беседа протекала непринужденно и легко. Остальное время своего пребывания в Ленинграде я делил между осмотром города и визитами к знакомым. Ленинград — великолепный город. Он слегка напоминает мне Амстердам: те же каналы, та же свежесть воздуха. Осматривал город, Русский музей, Летний дворец и Летний сад, домик Петра Великого, церковь «Кулич и Пасху». Трудно себе представить, что тут когда-то были разрушения. Все отстроено и все в полном порядке.

Но вот мы опять в Москве. По приезде, направляемся осматривать церковь в Удельной. Церковь чудесная, и расположена она на фоне соснового бора. Встречают меня там трогательно: преподносят цветы, картину с изображением храма и предлагают трапезу в покоях настоятеля благочинного о. Иоанна Соболева.

На праздник Рождества Иоанна Предтечи служу в храме на Красной Пресне, а на праздник Тихвинской иконы Божией Матери — в храме села Алексеевского. По особой просьбе Митрополита Николая служу по-голландски. Москвичи после службы долго не дают мне выйти из храма, приветствуя меня.

9 июля день моих именин. После литургии епископ Леонид Пензенский и протоиерей Павел Цветков неожиданно поздравляют меня, диакон провозглашает мне многолетие, а о. настоятель подносит особую просфору.

В моем номере, в «Национале», устраивается завтрак, на котором присутствуют: Преосвященный Леонид, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, о. благочинный Павел Цветков, настоятель Тихвинского храма протоиерей Александр Соллертовский и от Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии — А. С. Буевский. Во время завтрака приходит поздравительная телеграмма от Митрополита Николая и от группы прихожан из Гааги. Я просто ошеломлен этим трогательным вниманием.

10 июля вылетаю в Киев. Там, после приема у Митрополита Иоанна, Экзарха всея Украины, меня устраивают в прекрасной гостинице. Киев я уже знаю, поэтому общего осмотра не делаем, но «специализируемся» на особо чтимых местах: едем в Лавру к мощам преподобных, посещаем Покровский монастырь, служим в соборе, обедаем у радушного владыки Митрополита.

Но вот пришло время трогаться дальше. Мы снова на аэропорте. На этот раз летим в Одессу к Святейшему Патриарху. По дороге снижаемся в Кишиневе. Этот живописный город расположен на холмах и весь утопает в зелени. Всюду виднеются зеленые главы церквей. От Кишинева до Одессы всего сорок минут. И вот видим море. Самолет снижается. На аэропорте в Одессе нас встречает наместник Свято-Успенского монастыря (резиденция Патриарха) о. игумен Серафим, немолодой уже монах со светлыми, добрыми глазами. Машина мчит нас через город. Быстро мелькают небольшие домики, утопающие в зелени. Город сменяется пригородом. И вдруг передо мной раскрывается необъятная морская ширь: Черное море! Сколько лет я не видел его! Какая-то волна смутных воспоминаний детства на мгновение овладевает мной: как уроженец Севастополя, я все свое детство провел на морском берегу. Автомашина выезжает на спуск, и на противоположном холме обрисовывается белая стена и зеленый купол церкви: это и есть Свято-Успенский мужской общежительный монастырь. Въезжаем в святые ворота, минуем церковь и по узкой, обсаженной виноградниками аллее, подъезжаем к монастырской гостинице. Древний монах-привратник о. Мелитон и прислужница Мария приветливо встречают нас. Нам отводятся чудесные комнаты. Всюду теплятся лампадки и веет каким-то особенным уютом, чем-то родным и теплым. Всюду идеальная чистота. После ужина любуемся прекрасным видом моря, цветами. Вправо белеет дача Святейшего. И везде безмолвная тишина и покой, свежий морской воздух. Как благотворно действует это на душу, после суеты и шума больших городов!

На другое утро Святейший Патриарх принимает нас у себя, в беседке, где мы завтракаем. Угощая меня, он с заботливым вниманием расспрашивает о церковной жизни в Голландии. Днем едем осматривать Одессу, семинарию, соборы, Введенский женский монастырь, а вечером мы снова у Святейшего Патриарха, который показывает нам свои покои.

Время летит незаметно. Ежедневно я посещаю богослужения. В отличие от других русских обителей, здесь храм в будни посещается почти исключительно одними монахами, среди которых есть и молодые иноки. Служба совершается просто, как и пение; от всего веет подлинным монашеским духом.

Дни нашего пребывания в Одессе пролетают как сон, и наступает час разлуки. Напутствуемые добросердечным о. наместником, мы летим в Москву, куда накануне уже вылетел и Святейший Патриарх.

В субботу 17 июля, по приглашению Патриарха, я вместе с Митрополитом Елевферием и венгерским диаконом о. Феризом Берки отправляемся в Лавру к Преподобному Сергию. Машина мчит нас мимо сел и сельских церквей, мимо хвойных лесов и березовых рощ. Вот и Лавра. Мы въезжаем в лаврский двор и видим толпы богомольцев, расположившиеся на дворе или стоящие в очереди у храмов и часовен Лавры.

После короткого отдыха в патриарших покоях мы направляемся в Успенский собор, оттуда «со славою» идем встречать Святейшего Патриарха в его покои. Вокруг нас волнуется людское море. Медленно и величественно движется процессия. Впереди хор студентов духовной академии, иподиаконы и прислужники, длинная вереница иеромонахов и архимандритов. Косые лучи заходящего солнца играют в золоте митр и облачений. И над всем этим величественно плывет благовест. Но вот, окруженный сонмом епископов в мантиях, появляется Святейший Патриарх Алексий в сопровождении Патриарха Болгарского Кирилла. Процессия поворачивает обратно в Успенский собор под мелодичный трезвон всех лаврских колоколов.

Около 10 часов вечера оканчивается всенощная. После ужина я иду бродить по монастырскому двору. Всюду слышно церковное пение. Это поют богомольцы. Длинная вереница паломников стоит в очереди у Троицкого собора, где покоятся мощи Преподобного Сергия. Прибывают все новые и новые паломники. Они располагаются тут же на траве на ночлег. И так длится всю ночь.

Утром огромный двор Лавры до отказа заполнен народом. Длинная процессия священнослужителей направляется из Успенского собора к покоям Патриарха. На мгновение все стихает: оба патриарха появляются на балконе и безмолвно благословляют толпу. Затем шествие разделяется: группа епископов направляется в Успенский собор, другая— в Трапезную церковь, патриархи и митрополиты следуют в Троицкий собор. Во всех трех переполненных народом храмах совершаются торжественные литургии. Затем из всех трех храмов направляются крестные ходы к центральной часовне Лавры у источника, где совершается молебен. Наконец, все службы окончены, и народ окружает духовенство, чтобы получить благословение.

Потрясенные всем виденным, мы покидаем Лавру.

Теперь, возвращаясь назад в Голландию, я вспоминаю это, как великое чудо бытия Русской Православной Церкви и Святой Руси.

Архимандрит Дионисий (Лукин), благочинный Русской Православной Церкви в Голландии.