télécharger pirater wifi télécharger page telecharger webcam telecharger theme windows 7 softonic music télécharger gratuitement telecharger carte du ciel apk un jour film télécharger telecharger musique jil jilala mp3 telecharger free dwg viewer windows 7 les crimes silencieux telecharger telecharger smart hdr pro telecharger e carte bleue banque populaire occitane telecharger 68 kill telecharger film les risques du metier telecharger crayon photoshop telecharger platine telecharger mp3 rap fr télécharger atout clic cp telecharger telecharger iriscan telecharger telecharger musique sur lecteur mp3 télécharger serval apk telecharger app réalité augmentée gatsby le magnifique telecharger test debit telecharger fichier telecharger facebook nokia 6300 telecharger fifa 16 pc torrente complet telecharger presto telecharger ça va cogner telecharger serato dj pro mac castlevania telecharger telecharger et ecouter music mp3 gratuit cheb hasni telecharger les sims games development software for mac femei disponibile Panciu blog gay Vitry Sur Seine como localizar uma pessoa pelo numero de celular scaricare office
1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943
Номер за март 1954 годa
раздел «Библиография»

ПРОФ. ИВАН СНЕГАРОВ

КУЛТУРНИ И ПОЛИТИЧЕСКИ ВРЪЗКИ МЕЖДУ БЪЛГАРИЯ И РУСИЯ ПРЕЗ XVI — XVIII ВВ.

София, 1953, 130 страниц.

Первый труд проф. И. Снегарова открывается убедительными доказательствами этнического родства болгарского и русского народов. В I главе «Киевская Русь, Болгария и Россия» он пополняет новыми фактами известные нам положения о путях проникновения на Русь христианства еще до святого князя Владимира. Далее

проф. И. Снегаров обстоятельно анализирует научную гипотезу проф. М. Д. Приселкова о принятии Киевской Русью христианства и первой иерархии от Охридской Патриархии. Как объективный историк, проф. И. Снегаров избежал искушения увлечься внешне-стройной концепцией М. Д. Приселкова, импонирующей болгарскому национальному сознанию, и пришел к совершенно правильному выводу о византийской (Константинопольской) церковной юрисдикции древней Руси.

Вслед за этим, автор, ссылаясь на малоизвестные для исследователей материалы, дает (стр. 34 — 35 и сл.) интересные сведения о значении балканских походов киевского князя Святослава для распространения христианства на Руси и внедрения у нас славянской письменности. Вопреки утверждениям проф. Е. Е. Голубинского, автор, на основании новых материалов, говорит о наличии в Киеве большого числа грамотных людей уже при князе Игоре.

Излагая историю внедрения на Руси староболгарской образованности, проф. И. Снегаров приводит доказательства стойкости староболгарской письменности на Руси в XI — XIII веках и отмечает продолжительное употребление у нас не только кириллицы, но и глаголицы. При этом он отдает должное и развитию самобытной русской образованности.

Интересны сведения, которые сообщает автор о распространении на Руси в конце XIII века списка Номоканона, полученного от Тырновского Патриарха.

XIV — XV века проф. И. Снегаров считает «периодом вторичного югославянского (староболгарского) духовно-литературного влияния». Но такая категорическая формулировка вряд ли является бесспорной.

В заключительной главе книги: «Главнейшие болгарские и южнославянские культурные деятели в России» дана глубокая оценка проповеднических литургических и святительских трудов митрополитов: св. Кипрнана, св. Фотия и Григория (Цамблака).

В другой книге проф. И. Снегарова для русского и болгарского церковного читателя особый интерес представляет первая глава: «Появление и утверждение веры в освободительную миссию России» (стр. 5 — 26).

Нельзя не согласиться с мыслями автора о значении афонских монастырей в деле укрепления русско-болгарских церковных отношений. Из фактов, приводимых проф. И. Снегаровым, особенно интересен полузабытый учеными договор от 1446 года между Рыльским болгарским монастырем и русским Свято-Пантелеимоновским афонским монастырем о взаимопомощи.

Освобождение от золотоордынского порабощения и создание Русского национального централизованного государства, при сохранении на Руси Православия создало, как говорит проф. И. Снегаров, в сознании болгарского православного люда героический образ «дядо Ивана» — сказочного северного богатыря, который должен придти и непременно придет для национального и религиозного освобождения болгар.

Большая (стр. 26 — 53) глава «Материальна подкрепа [1] на Русия» подробно выясняет формы и виды русской помощи болгарскому народу. Приведенные факты позволяют сделать вывод, что без русской помощи церковная жизнь в Болгарии вообще могла бы замереть. Автор не умалчивает и о случаях злоупотреблений помощью со стороны отдельных недостойных болгарских священнослужителей. В этой же главе мы находим яркие факты радушного приема на Руси болгарских иерархов, находивших здесь не только убежище, но и широкие возможности для архипастырской деятельности.

В главе о болгарских колонистах в России в XVII — XVIII веках автор освещает их роль в освободительном движении болгарского народа. Колонисты знакомили русское общество с тяжким положением порабощенных труками болгар и тем самым активизировали идею помощи освободительному движению болгар. Значительный интерес представляет глава VI о церковных и политических русско-болгарских связях XVII — XVIII вв. Из этой главы видно, что Русская Церковь, содействуя болгарскому церковно-освободительному движению, не имела никаких агрессивных намерений или притязаний юридического порядка.

Заканчивается книга главой «Культурно-просветни и книжовни връзки». По содержанию она представляет заключительную часть предыдущей главы. Основное внимание в ней уделено вопросам обмена духовно-литературными произведениями и выяснению основного направления болгарской литературы того периода, определяющей линией которого являлась любовь к братской Руси — грядущей освободительнице Болгарии.

Но здесь меньше сказано о значении для Болгарской Церкви русских богословских трудов, влияние которых начинается с трудов митрополита Петра Могилы. Хотелось бы также, чтобы автор более обстоятельно осветил вопрос о русском влиянии на болгарскую церковную живопись и архитектуру.

Точка зрения автора на хорватского «книжника» Юрия Крыжанича, как на борца за объединение славян (стр. 80 и 122), требует пересмотра, так как в свете новых данных его деятельность рассматривается, как деятельность «слуги папизма»..., оказавшегося в стане врагов славянских народов и Русского государства» [2].

В заключение нужно сказать, что обе книги проф. И. Снегарова представляют ценный вклад в литературу, посвященную истории русско-болгарских церковных отношений.

И. Ш.

[1] «Подкрепа» буквально — подпора, защита, покровительство. В данном случае — помощь.

[2] П. П. Епифанов, Происки Ватикана в России и Юрий Крыжанич, «Вопросы истории», 1953, № 10, стр. 36. Ср. С. М. Соловьев. История России, т. VIII, стр. 778 — 786. С. А. Белокуров, Юрий Крыжанич в России (по новым документам), 1903, книга 2-я и книга 3-я.


К оглавлению номера
Свежий номер ЖМП Архив Подписка Контакты



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика