télécharger pirater wifi telecharger vae victis telecharger telecharger spss 22 gratuitement telecharger telecharger nuancier pantone illustrator télécharger dynastie saison 2 télécharger voix voxygen possible de telecharger toast abraham lincoln télécharger wps connect telecharger acrobat reader 8 un jour télécharger vf telecharger gratuitement livre romans damour telecharger adobe cc 2020 master collection telecharger presto pagemanager telecharger comment telecharger xxclone telecharger alien télécharger boléro de ravel mp3 télécharger telecharger retour au lagon bleu gratuitement telecharger gratuit jeux de voiture tuning pour pc telecharger licence avast premium 2020 telecharger garde télécharger site telecharger telecharger telecharger sublime text 64 bits gratuit hm telecharger telecharger laccelerateur de telechargement gratuit telecharger serato telecharger télécharger auto hook up in Boisbriand Canada scarica cantici amateur gay escort Billericay UK daemon tools herunterladen single frau Evere Belgien
Номер за январь 1948 годa
раздел «ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ»

ПОЕЗДКА МИТРОПОЛИТА ЛЕНИНГРАДСКОГО И НОВГОРОДСКОГО ГРИГОРИЯ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

16 июля 1947 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия, из Москвы выехал в Сев. Америку Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий в сопровождении секретаря Московской Патриархии Л. Н. Парийского для обсуждения совместно с Митрополитом Феофилом условий воссоединения возглавляемой им ориентации с Русской Православной Церковью.

Митрополит Григорий пробыл в Америке по этому делу три с половиной месяца и нижеследующие документы раскроют картину взаимоотношений с Митрополитом Феофилом в дни пребывания Митрополита Григория там.

УКАЗ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Члену Священного Синода Преосвященному Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию

Постановлением Патриарха Московского и всея Руси и Священного при нем Синода Русской Православной Церкви от 9 июля 1947 г., Член Священного Синода Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) командируется в Соединенные Штаты Северной Америки для всестороннего выяснения и устроения там дел Русской Православной Церкви в качестве полномочного Представителя Патриарха Московского и всея Руси, действующего от лица самого Патриарха и потому имеющего в Северо-Американских Соединенных Штатах те же права и полномочия, какие имеет Патриарх, как Глава Русской Церкви, согласно церковным канонам и Положению об Управлении Русской Православной Церкви.

В частности Митрополит Ленинградский и Новогородский Григорий уполномачивается:

1) входить в сношения и вести переговоры с архипастырями, пастырями и мирянами, а также делать постановления и распоряжения по всем вопросам, касающимся Русской Православной Церкви в Америке, соответственно правам и компетенции Патриарха Московского и всея Руси;

2) входить в общение от имени Православной Русской Церкви по всем вопросам, касающимся Русской Церкви в Северо-Американских Соединенных Штатах со всеми их федеративными и штатными государственными учреждениями и общественными организациями;

3) давать для церковных, гражданских и судебных инстанций Северо- Американских Соединенных Штатов автентичное толкование всех постановлений, определений и распоряжений, сделанных от имени Русской Церкви Патриархом Московским и всея Руси.

АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси

Печать Московской Патриархии

Управляющий делами Московской Патриархии Протопресвитер Н. КОЛЧИЦКИЙ

№ 1165 15 июля 1947 года

По приезде в Нью-Йорк, 18 июля 1947 г. Митрополит Григорий обратился к Митрополиту Феофилу со следующим письмом:

Высокопреосвященнейший Владыка!

Свидетельствуя свое совершенное почтение Вашему Высокопреосвященству, прошу принять мою глубокую благодарность за приветствие, переданное мне от Вашего имени Преосвященнейшим Архиепископом Леонтием при встрече на аэродроме, и за молитвы, вознесенные в Вашем прекрасном храме.

Я очень хотел бы получить возможность прежде всего увидеться с Вашим Высокопреосвященством, чтобы лично передать Вам приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия и побеседовать с Вами по ряду вопросов в связи с решениями Кливлэндского Собора 1946 г.

Не откажите сообщить мне, Высокопреосвященнейший Владыка, когда и где Вы нашли бы возможным устроить это наше свидание.

Примите уверение в моем глубоком уважении и совершенной преданности.

С братской любовью о Христе Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ ГРИГОРИЙ

Митрополит Феофил оставил письмо Митрополита Григория без ответа.

28 июля 1947 г. Митрополит Григорий послал Митрополиту Феофилу телеграмму следующего содержания:

Благоволите подтвердить получение моего письма к Вам от 18 июля с предложением о месте и времени нашей встречи.

МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИИ

30 июля 1947 г. Митрополит Григорий направил Митрополиту Феофилу вторичное письмо следующего содержания:

Высокопреосвященный Владыка!

Личное свидание наше с Вами, как видно, затягивается. Ответа от Вас не получаю. Время идет. Цель, ради которой я приехал, не осуществляется.

Поэтому, не боясь быть назойливым, а исключительно в интересах скорейшего разрешения дела, я позволяю себе обратиться к Вам с уяснением тех условий, при которых могло бы состояться восстановление канонически правильных и молитвенно-литургических отношений между Русской Православной Церковью-Матерью и Русской Православной Церковью-Дочерью в С. Америке.

Если Вы искренно желаете, согласно постановлению Кливлэндского Собора 1946 г., признать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Главою Русской Православной Церкви в Америке на условиях широкой автономии, то благоволите ознакомиться с документами, которые я в копии при сем прилагаю. Они укажут Вам: 1) широту той автономии, которую Вы желаете получить, и 2) широту моих полномочий для переговоров с Вами.

Я прошу Вас обсудить это с окружающими Вас епископами и советниками. Если встретятся недоумения, я могу их разъяснить. Это приблизит нас к цели моего приезда.

Если прилагаемые условия явятся приемлемыми, то наше с Вами совместное служение закрепило бы акт канонического и молитвеннолитургического общения, и тогда со всеми прежними актами, совершенными в С. Американской Церкви до настоящего момента (самостоятельными созывами соборов, хиротониями, назначениями и пр. и т. п.) было бы покончено: все они считались бы законными ex tune, т. е. со времени своего совершения, о чем, конечно, должно быть оговорено и закреплено нашими подписями в соответствующем акте. Таким путем было бы восстановлено полное единение во славу Божию, на благо нашей общей Матери Русской Православной Церкви и на спасение верных чад ее, как на Руси, так и в С. Америке...

Примите уверение в моем глубоком уважении и совершенной преданности.

Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

ГРИГОРИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ

В ответ на это вторичное письмо Митрополит Григорий получил следующее письмо от Преосвященного Антония, Епископа Монтреальского:

Высокопреосвященнейшему Григорию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому.

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященный Владыка!

Имею честь, по поручению Первосвятителя нашей Северо-Американской Митрополии, препроводить Вам официальную резолюцию Кливлэндского Собора и Комментарий этой резолюции, принятой на Заседании Митрополичьего Совета 7 августа 1947 г.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА НИЖАЙШИЙ СОБРАТ И БОГОМОЛЕЦ АНТОНИЙ, ЕПИСКОП МОНТРЕАЛЬСКИЙ И ВОСТОЧНО-КАНАДСКИЙ

9 августа 1947 г.

Нью-Йорк.

Резолюция Седьмого Всеамериканского Церковного Собора в г. Кливлэнде в 1946 г.

Седьмой Всеамериканский Церковный Собор Русской Православной Церкви в Америке, собравшийся в г. Кливлэнде, Огайо, ноября 26—29 1946 г., подтвердивший нашу нерушимую веру и лойяльность нашему избранному Высокопреосвященнейшему Митрополиту Феофилу, по всестороннем обсуждении нашего отношения к Матери-Церкви Московской Православной, постановили просить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время.

Нашей высшей законодательной инстанцией должны остаться наши американские периодические церковные соборы. На них мы выбираем своих митрополитов, вырабатываем свои уставы и всецело руководим своей жизнью.

Так как священноначалие Патриаршее несовместимо со священноначалием Заграничного Синода Русской Православной Церкви, Американская Церковь прекращает какое-либо административное подчинение Заграничному Синоду, пребывая в братском и молитвенном общении со всеми Церквами в рассеянии сущими.

В случае неприемлемости наших условий Его Святейшеством, Патриархом Московским, наша Американская Православная Церковь остается и на далее самоуправляющей до той поры, когда Московская Патриархия найдет их приемлемыми и даст нам просимое.

9 августа 1947 г.

Нью-Йорк,

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО: ЕПИСКОП АНТОНИЙ

Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде.

составленный Митрополичьим Советом в заседании 7 августа 1947 года

1. Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке и Канаде является Церковью автономной.

Примечание I. На Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде не распространяется действие Положения об Управлении Русской Православной Церковью, принятое на Московском Церковном Соборе в 1945 г., равно как и другие законы и распоряжения, определяющие жизнь Церкви и Государства, опубликованные в пределах СССР.

Примечание II. Патриарх Московский и всея Руси не будет признавать на территории Северной Америки и Канады иных ветвей Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Америки и Канады признает Патриарха Московского и всея Руси своим духовным Главой.

Она признает его авторитет в делах веры и догматов. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится в церквах Митрополии по установленному чину.

3. По делам веры и догматов Русская Православная Церковь в Северной Америке, и Канаде сносится с другими Православными Церквами через Патриарха Московского и всея Руси, за исключением случаев, когда таковое сношение окажется невозможным. Русской Православной Церкви в Северной Америке предоставляется право непосредственного сношения с другими Православными Церквами в Северной Америке и Канаде.

4. Русская Православная Церковь в Северной Америке и Канаде будет сообщать Патриарху Московскому и всея Руси о течении своей церковной жизни. Протоколы Всеамериканских Церковных Соборов направляются Патриарху Московскому и всея Руси для Его осведомления.

5. Русская Православная Церковь в Северной Америке и Канаде возглавляется Митрополитом, каковой избирается Всеамериканским Церковным Собором, а о его избрании тотчас же извещается Патриарх Московский и всея Руси.

6. Епископы Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде избираются соборами ее епископов и посвящаются согласно каноническим правилам Церкви.

7. Русская Православная Церковь в Северной Америке и Канаде сохраняет свою полную независимость и управляется на основании существующих Положений и обеспечивает за собой сохранение своего имущества.

Примечание. Церковное Священноначалие Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде по своему усмотрению определяет, кто из состава иерархии, клира и приходов нынешнего Экзархата Патриаршего в Северной Америке может быть включен в состав Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде, а также определяет время и порядок такового их принятия.

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО: ЕПИСКОП АНТОНИЙ

Митрополит Григорий, ознакомившись с содержанием присланных документов, 14 августа 1947 г. обратился к Преосвященному Антонию, Епископу Монтреальскому и Восточно-Канадскому, со следующим письмом:

В ответ на присланные Вами при письме от 9 августа с. г. официальную резолюцию Кливлэндского Собора 1946 г. и Комментарий к ней, принятый на заседании Митрополичьего Совета 7 августа с. г., имею честь, на основании данных мне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием полномочий (указ от 15 июля 1947 г. за № 1165, в копии сообщенный Высокопреосвященному Митрополиту Феофилу при письме от 30 июля с. г.), препроводить Вам свое заключение по вопросу об автономном управлении Русской Православной Церкви в Северной Америке.

14 августа, 1947 года

ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПОКОРНЕЙШИЙ СЛУГА И БОГОМОЛЕЦ ГРИГОРИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ и НОВГОРОДСКИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по проекту автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде

1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий с отеческой любовью и радостью принимает в объятия Матери-Церкви Московской Православной всех тех, кто на Седьмом Всеамериканском Церковном Соборе Русской Православной Церкви в Америке, бывшем в Кливлэнде, Огайо, ноября 26—29 1946 г., постановили «просить Его Святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время».

2. Святейший Патриарх согласен с постановлением Кливлэндского Собора 1946 г., что «высшей законодательной инстанцией» Русской Православной Церкви в Америке «должны остаться американские периодические церковные соборы, которые избирают своих митрополитов, вырабатывают свои уставы и всецело руководят своей жизнью».

3. Святейший Патриарх находит канонически совершенно правильным постановление Кливлэндского Собора 1946 г., что «священноначалие Патриаршее несовместимо с священноначалием Заграничного Синода Русской Православной Церкви», в силу чего «Американская Церковь прекращает какое-либо административное подчинение Заграничному Синоду».

4. Что же касается Комментария к резолюции Кливлэндского Собора 1946 года, который принят Митрополичьим Советом в заседании 7 августа 1947 года, то Московская Патриархия не может согласиться на принятие этого проекта в целом, как несоответствующего церковным канонам:

а) Проект, предлагаемый Митрополичьим Советом, устанавливает мнимую, номинальную связь Северо-Американских Русских Православных епархий со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, признавая его «духовным главой» без неотъемлемых от Главы поместной Церкви канонических прав утверждения (и, если требуется, рукоположения) Митрополита Северо-Американского округа и верховного суда над ним с Собором епископов (IV Всел. Соб., прав. 28; Карф. Соб., пр. 12).

б) Проект Митрополичьего Совета совершенно опускает связь и отношение Северо-Американской иерархии с Поместным Собором Русской Православной Церкви, который, в силу соборности, должен стоять во главе управления всей Поместной Церкви.

При отсутствии этих двух основных условий проект Митрополичьего Совета предлагает уже не автономное, а автокефальное управление Северо-Американским Митрополичьим Округом, на что в настоящее время Русская Православная Церковь в Северной Америке не имеет никаких оснований.

5. В отношении примечания II к пункту первому Проекта (об объединении всех ветвей Русской Православной Церкви на территории Северной Америки под единым руководством нового автономного управления) Московская Патриархия принципиально, находя желательным такое объединение в будущем, не считает возможным и целесообразным насильно вводить новый порядок управления в тех епархиях и приходах, которые не участвовали на Всеамериканском Церковном Соборе в Кливлэнде в 1946 г. или даже перешли после Кливлэндского Собора из юрисдикции Митрополита Феофила в Патриаршую юрисдикцию и находит необходимым, чтобы эти епархии и приходы предварительно высказали свое отношение к вопросу об автономии. Следует также иметь в виду, что Карпаторосские приходы, находясь в единении с Патриархом, имеют тенденцию к особому епархиальному объединению; наконец, и имущественный вопрос в приходах Русской Православной Церкви в Северной Америке далеко не упорядочен и разнообразен, и решение его в настоящий момент в смысле полного объединения в новом автономном управлении с несомненностью вызовет разногласия юридического порядка.

Все это повелительно требует отложить вопрос о полном объединении всех ветвей Русской Православной Церкви на территории Северной Америки под единым руководством нового автономного управления до созыва следующего Всеамериканского Церковного Собора, в котором приняли бы участие все приходы Патриаршей юрисдикции, находящиеся в Северной Америке и Канаде, и который выработал бы и самое «Положение об автономном Управлении Русской Православной Церкви в Северной Америке», настоящий же проект автономии должен носить характер временный — до принятия его на следующем Всеамериканском Церковном Соборе, и применение его по необходимости должно ограничиваться епархиями, находящимися в ведении Митрополита Феофила.

6. По тем же основаниям Московская Патриархия не может согласиться и с примечанием к пункту 7-му проекта о представлении новому автономному управлению права по своему усмотрению произвести отбор иерархии, клира и приходов из состава нынешнего Северо-Американского Патриаршего Экзархата: этот вопрос должен быть также отложен до обсуждения его на новом Всеамериканском Церковном Соборе, когда все приходы Патриаршей ориентации выявят свое отношении к новому автономному управлению.

На основании всего вышеизложенного и согласно просьбе Всеамериканского Кливлэндского Церковного Собора 1946 г. о предоставлении «полной автономии, существующей в настоящее время», Московская Патриархия согласна на установление следующего общего «Положения об автономном Управлении Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде»:

1. Русская Православная Церковь в Северной Америке входит как автономный митрополичий округ в состав Русской Православной Церкви управляемой ее Поместным Собором и Священным Синодом и возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

2. Постановления Поместных Соборов Русской Православной Церкви и распоряжения Святейшего Патриарха, находящиеся в соответствии с гражданскими законами Северо-Американских Соединенных Штатов, имеют обязательную силу для всей Русской Православной Церкви Северной Америки.

Примечание. На Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде не распространяется действие Положения об Управлении Русской Православной Церковью, принятое на Московском Церковном Соборе в 1945 г., равно как и другие законы и распоряжения, определяющие жизнь Церкви и Государства в пределах СССР.

3. Митрополит, епископы и представители клира и мирян Северо-Американской Русской Православной Митрополии участвуют в Поместных соборах Русской Православной Церкви на основании действующих о Соборах определений.

4. Святейший Патриарх Московский и всея Руси утверждает грамотою Северо-Американского православного Митрополита, законно избранного Всеамериканским Церковным Собором, если не найдет к тому канонических препятствий.

5. Кандидатов в епископы Северо-Американской Митрополии Русской Православной Церкви избирает Собор Северо-Американских Епископов; утверждает их особою грамотой Святейший Патриарх Московский и всея Руси, если не найдет к тому канонических препятствий.

6. Патриарх Московский и всея Руси принимает жалобы на Северо-Американского Митрополита и производит суд над ним вместе со Священным Синодом Русской Православной Церкви. В порядке апелляции дальнейший суд над Северо-Американским Митрополитом принадлежит Собору епископов Русской Православной Церкви. Право суда над епископами Северо-Американской Митрополии, в порядке апелляции, после суда над ними Северо-Американского Собора Епископов, принадлежит Московскому Патриарху со Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси возносится за Богослужением во всех церквах Русской Православной Церкви в Северной Америке.

8. Сношение с другими Церквами по делам Американской Митрополии производится через посредство Русской Православной Церкви.

9. Высшим органом церковно-законодательной, правительственной и судебной власти Северо-Американской Митрополии является Всеамериканский Церковный Собор. Постановления Собора, касающиеся церковного законодательства, управления и суда, вступают в силу после одобрения их Собором Епископов Американской Церкви.

10. В состав Всеамериканского Церковного Собора входят, под председательством Митрополита, все (правящие и викарные) епископы Северо-Американской Митрополии, а также клирики и миряне по избранию приходских собраний.

11. В случае согласия Епископского Собора Северо-Американской Митрополии с настоящим заключением, акт воссоединения, участвовавших на Кливлэндском Всеамериканском Церковном Соборе 1946 года приходов Северо-Американской Митрополии и канонического и молитвенно-литургического общению их с Московской Патриархией должен быть завершен совместным служением Митрополита Северной Америки и Канады Высокопреосвященного Феофила с Членом Священного Синода Митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием, как полномочным представителем Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и скреплен соответствующими подписями.

14 августа 1947 г.

ГРИГОРИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ

Через 23 дня после отправки вышеуказанных: письма и заключения, не получив на них никакого ответа, Митрополит Григорий 6 сентября 1947 г. обратился к Митрополиту Феофилу с последним письмом следующего содержания:

Ваше Высокопреосвященство!

Наши переговоры о восстановлении нормальных канонических отношений Северо-Американской Митрополии к Матери-Церкви Русской слишком затянулись: истекает срок уже двухмесячного моего пребывания в США, а результатов не видно.

На мое троекратное письменное обращение к Вам по делу воссоединения я не получил от Вас никакого ответа. Прибыть в Нью-Йорк для личных переговоров Вы также не нашли для себя возможным. Ваш Митрополичий Совет 9 августа с. г. представил мне резолюцию Кливлэндского Собора 1946 года по данному вопросу и свой «Комментарий» к резолюции.

В своем ответе от 14 августа с. г. я сообщил Митрополичьему Совету о полном согласии Святейшего Патриарха с постановлениями Кливлэндского Собора 1946 года и о несогласии по каноническим основаниям с некоторыми предложениями «Комментария» к резолюции.

Со своей стороны я предложил проект «Положения об Управлении Северо-Американским Митрополичьим Округом», где Митрополичьему Округу в Северной Америке предоставляется Святейшим Патриархом вся возможная каноническая автономия в управлении.

При согласии в принципиальном вопросе о даровании полной широкой автономии, какую желал иметь Кливлэндский Собор 1946 г., все детали без особого затруднения путем личных переговоров могли бы быть выяснены в ближайшее время, если бы к этому была добрая воля.

Отсутствие же непосредственных сношений и недопустимое затягивание письменных — влекут недоразумения. В печати, например, появилось сообщение, что Московская Патриархия претендует на полное распоряжение церковными имуществами в Северной Америке. Между тем предлагаемый Московской Патриархией проект положения об управлении Северо-Американским Митрополичьим Округом не дает никаких оснований к подобному утверждению, да такого стремления у Московской Патриархии никогда не было и раньше, в продолжение всей истории существования Русской Православной Церкви в Америке. Так же точно могли быть выяснены и все другие пункты проекта, почему-либо представляющиеся неясными.

Поэтому, чтобы не затягивать бесполезно на долгое время переговоров по этому вопросу, я прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне ясный ответ: согласны Вы или нет на принятие сообщенных мною условий даруемой Святейшим Патриархом автономии управления Северо- Американскому Митрополичьему Округу.

Я буду ждать Вашего ответа до 15 сентября с. г. Если к этому сроку я не получу от Вас ответа, я буду понимать это, как Ваше нежелание продолжать переговоры по вопросу о восстановлении канонических отношений Северо-Американского Митрополичьего Округа с Матерью- Церковью и таким образом препятствовать духовенству и приходам, выразившим свое решение на Кливлэндском Соборе 1946 года, войти под омофор Святейшего Патриарха Московского.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПОКОРНЕЙШИЙ СЛУГА ГРИГОРИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ

В результате ярко выраженного Митрополитом Феофилом упорного нежелания вступить в личные переговоры с Митрополитом Григорием и дать ответ на последнее письмо, Митрополит Григорий пред своим отъездом из Нью-Йорка в Москву обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде со следующим посланием.

ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, посла Московской Патриархии

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, СМИРЕННЫЙ ГРИГОРИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ, ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И КАНАДЕ

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами»

(2 Фессал. 3, 18)

Попущением Божиим Русская Православная Церковь в Северной Америке в продолжение двух последних десятилетий жила вне канонического и молитвенного общения с Матерью-Церковью Всероссийской. Но в 1946 году (26—29 ноября) Всеамериканский Церковный Собор, бывший в Кливлэнде, Огайо, очевидно, сознав такое ненормальное положение, вынес решение о восстановлении этой прерванной временно, вследствие внешних условий, канонической связи с Церковью-Матерью — Московской Патриархией и просил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия «воссоединить Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде в лоно Матери-Церкви и пребывать духовным отцом при условии сохранения полной автономии, существующей в настоящее время».

Извещенный телеграммой об этом постановлении Кливлэндского Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем телеграфном ответе Митрополиту Феофилу от 24 января 1947 года сообщил, что он «приветствует решение Кливлэндского Собора, принципиально не возражает против автономии для нашей Православной Церкви в Америке» и поручает Митрополиту Ленинградскому Григорию «в миролюбивом духе» обсудить все вопросы с Митрополитом Феофилом.

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха, я прибыл в Нью-Йорк 17 июля с. г., чтобы, согласно желанию Кливлэндского Собора, путем личных переговоров с Митрополитом Феофилом, установить условия автономного управления Северо-Американского Митрополичьего Округа и закрепить твердую каноническую и молитвенно-литургическую связь Русской Православной Церкви в Америке с Церковью-Матерью. Однако я встретил здесь совершенно неожиданное отношение к цели моего приезда, не говоря о себе лично.

Немедленно по приезде, 18 июля с. г., я обратился с братским письмом к Преосвященному Митрополиту Феофилу в г. Сан-Франциско, передал ему приветствие Святейшего Патриарха и просил его указать место и время, где мы могли бы встретиться для переговоров. Ответа на это я не получил.

Тогда, телеграммой от 28 июля, я просил Митрополита Феофила подтвердить получение им моего письма от 18 июля. Ответа опять не последовало.

Поэтому 30 июля я послал Митрополиту Феофилу новое письмо с приложением: 1) Указа Святейшего Патриарха о моих полномочиях и 2) «Проекта Автономии», который мот бы лечь в основу наших переговоров, прося обсудить этот проект с епископами и окружающими Митрополита советниками. Но ответа не последовало.

Мало того: за это время некоторые иерархи Северо-Американской Митрополии допустили еще и непозволительные выступления в печати в отношении представителей Патриаршей Церкви.

Однако, наконец, 8 августа с. г. меня посетил Митрополичий Совет во главе с епископами Антонием Монтреальским и Иоанном Бруклинским и сообщили мне, что им поручено представить мне резолюцию Кливлэндского Собора 1946 года. 9 августа мне была вручена письменная «Резолюция» Собора с приложением «Комментария» к ней, принятого Митрополичьим Советом на заседании 7 августа с. г. и заключающего «Проект условий автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде».

14 августа с. г. я дал ответ Митрополичьему Совету в виде «Заключения по Проекту автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде», где от лица Московской Патриархии сообщил о полном согласии на постановление Кливлэндского Собора 1946 года, но вместе с тем я отметил и неприемлемость выраженного в «Комментарии» решения Митрополичьего Совета, который, признавая Святейшего Патриарха Московского и всея Руси своим «духовным главой» — 1) устанавливал только мирную, номинальную связь Северо-Американских Русских Православных епархий со Святейшим Патриархом Московским, без неотъемлемых от Главы Поместной Церкви канонических прав утверждения Митрополита Северо-Американского Округа и высшего апелляционного суда над ним Собором епископов (на основании Апост. прав. 34; I Всел. Соб., прав. 4; VII Всел. Соб. пр. 3; IV Всел. Соб., пр. 12, 28; Карф. Соб., пр. 12); и 2) совершенно опускал Митрополичий Совет и связь и отношение Северо-Американской иерархии к Поместному Собору Русской Православной Церкви, который, в силу соборности, должен стоять во главе управления всей поместной церкви.

При отсутствии этих двух основных условий проект Митрополичьего Совета предлагал уже не автономное, а автокефальное управление, на которое в настоящее время Русская Православная Церковь в Северной Америке не имеет никаких оснований.

На это свое «Заключение» от 14 августа, мною также не было получено никакого ответа, и потому 6 сентября я обратился к Митрополиту Феофилу с последним и окончательным письмом, в котором, напомнив еще раз, что я со своей стороны предложил Митрополичьему Совету «Проект положения об Управлении Северо-Американским Митрополичьим Округом», где Северо-Американской Митрополии предоставляется Святейшим Патриархом вся возможная, допустимая канонами автономия в управлении, какую желал иметь Кливлэндский Собор 1946 года, я писал ему:

«...чтобы не затягивать бесполезно на долгое время переговоров по этому вопросу, прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне ясный ответ: согласны Вы или нет на принятие сообщенных мною условий даруемой Святейшим Патриархом автономии управления Северо-Американскому Округу. Я буду ждать Вашего ответа до 15 сентября с. г. Если к этому сроку я не получу от Вас ответа, я буду понимать это, как Ваше нежелание продолжать переговоры по вопросу о восстановлении канонических отношений Северо-Американского Митрополичьего Округа с Матерью-Церковью и таким образом препятствовать духовенству и приходам, выразившим свое решение на Кливлэндском Соборе 1946 г., войти под омофор Святейшего Патриарха Московского».

Указанный срок прошел и ответа от Митрополита Феофила не поступило. Таким образом теперь можно ясно сказать, что ни Митрополит Феофил, ни его епископы не желают восстановления канонически правильных взаимоотношений с Московской Патриархией, отвергают протянутую им с любовию Святейшим Патриархом Московским руку единения, уклоняются от молитвенно-литургического общения в совместном богослужении и предпочитают оставаться сами и оставить свою паству вне молитвенного общения и канонического единения со Святейшим Патриархом Московским и со всей Матерью-Церковью.

Очевидно, не созрело еще, или заглушается сторонними и, конечно, нецерковными соображениями христианское сознание руководителей Северо-Американской Митрополии, что невозможно пасти Церковь Господа (Бога и созидать свое и других спасение без непременного и теснейшего единения всех во Христе в каноническом их соподчинении (Ио. 15 5; Ефес. 4, 3—4 и др.).

Будем же с терпением и надеждою ждать, когда Господь озарит Своим светом умы тех, кто ныне противится этому единению, и зажжет в их сердцах истинную христианскую нелицемерную любовь!

С душевною скорбию извещаю всех верных чад Православной Русской Церкви в Северной Америке об этом несостоявшемся ныне объединении ее с Матерью Русской Православной Церковью, несмотря на то, что Святейший Патриарх Московский в ответ на просьбу Всеамериканского Кливлэндского Собора 1946 г. даровал Северо-Американской Митрополии всю ту полноту автономных прав управления, какая только допустима в пределах церковных канонов, безусловно обязательных для всех членов Православной Церкви.

Призываю всех, желающих искать своего душевного спасения в Единой Святой Православной Церкви, под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, объединиться до времени полного общего единения вокруг его законного в Северной Америке представителя Преосвященного Макария, Архиепископа Нью-Йоркского, на которого возложено управление Патриаршими приходами Северо-Американского Экзархата, и обращаться к нему со своими церковно-религиозными нуждами.

«Бог любви и мира да будет с вами» (2 Кор. 13, 11).

21 сентября 1947 г.

ГРИГОРИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ

В конце ноября Митрополит Григорий и сопровождавший его в поездке Л. Н. Парийский вернулись в Москву.


Иллюстраций нет
К оглавлению номера
1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика