télécharger pirater wifi telecharger vae victis telecharger telecharger spss 22 gratuitement telecharger telecharger nuancier pantone illustrator télécharger dynastie saison 2 télécharger voix voxygen possible de telecharger toast abraham lincoln télécharger wps connect telecharger acrobat reader 8 un jour télécharger vf telecharger gratuitement livre romans damour telecharger adobe cc 2020 master collection telecharger presto pagemanager telecharger comment telecharger xxclone telecharger alien télécharger boléro de ravel mp3 télécharger telecharger retour au lagon bleu gratuitement telecharger gratuit jeux de voiture tuning pour pc telecharger licence avast premium 2020 telecharger garde télécharger site telecharger telecharger telecharger sublime text 64 bits gratuit hm telecharger telecharger laccelerateur de telechargement gratuit telecharger serato telecharger télécharger auto hook up in Boisbriand Canada scarica cantici amateur gay escort Billericay UK daemon tools herunterladen single frau Evere Belgien
Номер за декабрь 1945 годa
раздел «РЕЧИ, ПРОПОВЕДИ»

КОНЧИНА

Слово, сказанное в церкви Преображенского кладбища г. Москвы

С различными просьбами мы обращаемся к Господу словами церковных молитв во время богослужения. Мы просим избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды; мы молимся о плавающих, путешествующих, недугующих. Мы ищем себе прощения грехов и прегрешений наших. Среди этих прошений, с которыми мы обращаемся к Богу в часы богослужения, есть молитва, которая объединяет всех нас, при которой низко склоняются наши головы, а некоторые из нас сопровождают ее и земным поклоном. Это — молитва: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим». Мы просим у Господа — и несколько раз за каждым богослужением — о том, чтобы кончина наша была мирной и непостыдной. Это значит, что мы желаем того, чтобы смерть была для нас началом вечных радостей. Значит, мы ищем того, что составляет цель нашей земной жизни, того, к чему стремится всякая истинно христианская душа. Вечное блаженство — заветная мечта каждого христианина, и потому это прошение так близко сердцу каждого из нас.

Такая кончина, христианская и непостыдная, не может быть случайностью, не дается нам только по одному нашему — хотя бы и горячему — желанию. Ведь и плод не сразу мы видим созревшим на дереве. Весною он завязывается, летом наливается и зреет, и к осени мы его срываем. И христианской непостыдной кончине должна предшествовать, христианская непостыдная жизнь.

Перед нашим духовным взором — распятый на кресте Господь Спаситель. В земной Своей жизни Он учил как надо жить, чтобы быть достойным вечного счастья, а, умирая, с креста учит нас, как надо умирать. И об этом уроке смерти, какой дает нам всем умиравший на кресте Спаситель, Церковь всегда напоминает нам, помещая в каждом своем храме, на самом видном месте, изображение Голгофы с распятым; Спасителем и предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Из сердца умирающего Спасителя струится тот же поток любви, какою Он согревал и утешал человеческие души в дни Своего земного подвига: Он молится за своих распинателей, Он прощает покаявшегося разбойника, Он вручает Своей Матери все человечество, которое последует Его зову. Предсмертными Его словами были: «Совершилось» и «В руце Твои предаю дух Мой». В последнюю минуту Он говорит об исполненном им долге — долге послушания Своему Отцу и до конца излитой любви к людям. Он выполнил то, что было в Совете Божием Ему предначертано, и в сознании исполненного долга с миром, предает Свой дух небесному Отцу.

В сознании исполненного долга — источник предсмертного мира. И перед каждым из нас лежит жизненный долг. Есть долг перед семьей — у людей семейных; есть у каждого из нас разнообразный долг — перед Родиной и людьми; и есть долг, общий для всех верующих в Господа, — это долг перед Богом и своей бессмертной душой. Спаситель пострадал за нас, чтобы никто из нас для вечной жизни не погиб; и каждый из нас на земном своем пути должен спасать свою душу. Тот, кто с помощью Божией к этому и стремится, жаждет прежде всего царствия Божия и правды его, как завещал Спаситель, — тот готовит себя к христианской и мирной кончине.

Каждый из нас, верующих людей, с благоговением вспоминает обстоятельства блаженной кончины Божией Матери. Она лежит на предсмертном одре, окруженная апостолами, и, умирая, утешает их — скорбящих. Предание говорит нам, что Она встречала смерть с улыбкой радости на устах. Для Нее смерть была переходом в объятия Ее Сына и Господа. И это потому, что от юности Своей Она сумела сохранить чистой Свою душу, умела быть терпеливой и преданной воле Божией во всех Своих земных лишениях и страданиях и в сердце Своем зажгла неугасаемый огонь любви к людям. Плодом Ее святой жизни была и святая кончина.

Кто из нас может без умиления вспомнить о кончине преподобного Серафима? Предчувствуя близкую смерть, он просил заблаговременно ископать для него могилу. Накануне своей смерти — это было 1 января 1833 года — он подошел к своей могиле и, стоя около нее, в течение долгих минут пел пасхальные песнопения. В эту же ночь, на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери Умиление, он под утро отошел к Господу. «Честна пред Господем смерть преподобных Его». «Блажени мертвии, умирающие о Господе».

За каждым вечерним богослужением Церковь напоминает нам еще об одной кончине, когда поет песнь: «Ныне отпущаеши...» Старец Симеон, принявший на свои пуки сорокадневного Божественного Младенца, с миром прощается с жизнью, радуется своей смерти. Почему? Евангелие дает этому объяснение. Оно говорит о том, что Симеон был «праведен и благочестив». Он был праведен — всю жизнь хотел «ходить в законе Господнем» (Пс. 118, 1). Он был благочестив, являясь исполнителем церковных заповедей о молитве, посте, покаянии. Этим путем он шел к своей смерти. Этот путь — путь праведности и благочестия — единственный, который ведет к мирной и непостыдной кончине.

Искренняя горячая молитва утром и вечером в нашем молитвенном домашнем углу; вздохи и покаянные слезы кающегося грешника, о которых, может быть, знает только один Сердцевидец Господь; всякое, даже самое малое, доброе дело, также, может быть, известное только одному Господу, — все это крупицы, из которых составляется наше духовное богатство. Об этом богатстве сказал Спаситель, что его и вор не украдет, и ржавчина не съест, и огонь не истребит. По словам св. апостола Павла, «мы созданы для дел благих», и чем больше христианин накопит за свою земную жизнь такого духовного богатства, таких добрых дел, тем он лучше приготовит себя к кончине.

Сегодня мы вспоминаем день кончины преподобномученика Лукиана. Перед смертью он пострадал за Христа и избитый, израненный, со сломанными костями, был прикован к полу темницы цепями. В таком состоянии, еле шевеля языком, он имел в себе силы утешать христиан, приходивших тайком от стражи поплакать около него. И он умирал, радуясь. Откуда эта сила духа? В его вере, несомненной и убежденной вере в Божие обещание взять навсегда к Себе верных Ему детей; в надежде на то, что Господь, обещавший идущих к Нему не. оттолкнуть от Себя, простит все вольные и невольные грехи; в горячей любви к Нему, которая ищет, как об этом учит св. апостол Павел, вечного общения с Богом.

Может ли быть мирной такая кончина, когда только в предсмертные минуты умирающий вспомнит о том, что он прожил свою жизнь бесплодно, в одной лишь суете, грехах, служении телу, и увидит, как много на его совести грехов и вовсе нераскаянных, и неискупленных перед Богом? Будем же готовиться к кончине своей сегодня, не откладывая на завтра, потому что никто из нас не знает, когда будет угодно Богу отозвать нас к Себе, и, пока и глаза видят, и ноги ходят, и в груди бьется живое сердце, каждый из нас пусть потрудится для своей души и для ее вечного богатства. Мы все оставим на земле: и одежды, 6 которых мы нередко чрезмерно заботимся, и любимые вещи, и близких людей; возьмем с собою только то духовное богатство, которое сумеем скопить.

Не унывайте те, кто был беспечен до сих пор! Для того, чтобы никто из нас не падал духом на пути к своей кончине и к вечной жизни, Господь оставил нам притчу о работниках, вышедших в одиннадцатый час на работу. И они получили у доброго хозяина ту же награду, какую получили и вышедшие на работу с утра.

Объятия Отчи — широки, любовь Божий — неиссякаема. И тем страшнее этим злоупотребить и об этом забыть на пути к вечной жизни. Будем не только молиться о том, чтобы кончина наша была христианской и мирной, но и будем сами себе ее готовить.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ


Иллюстраций нет
К оглавлению номера
1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика