télécharger pirater wifi telecharger vae victis telecharger telecharger spss 22 gratuitement telecharger telecharger nuancier pantone illustrator télécharger dynastie saison 2 télécharger voix voxygen possible de telecharger toast abraham lincoln télécharger wps connect telecharger acrobat reader 8 un jour télécharger vf telecharger gratuitement livre romans damour telecharger adobe cc 2020 master collection telecharger presto pagemanager telecharger comment telecharger xxclone telecharger alien télécharger boléro de ravel mp3 télécharger telecharger retour au lagon bleu gratuitement telecharger gratuit jeux de voiture tuning pour pc telecharger licence avast premium 2020 telecharger garde télécharger site telecharger telecharger telecharger sublime text 64 bits gratuit hm telecharger telecharger laccelerateur de telechargement gratuit telecharger serato telecharger télécharger auto hook up in Boisbriand Canada scarica cantici amateur gay escort Billericay UK daemon tools herunterladen single frau Evere Belgien
Номер за декабрь 1945 годa
раздел «ЛЕТОПИСЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

ДЕКАБРЬ

3. День кончины Феофана* [1] (Соколова), архимандрита Новоезерского. Родился в 1752 г. в г. Троицке. Начало иночеству полагал в Санаксарской пустыни под руководством старца Феодора (Ушакова); к этому же времени, видимо, относится также его знакомство со Св. Тихоном Задонским, которого он благоговейно называл одним из своих наставников. Перейдя во Введенскую пустынь к о. Клеопе, приобрел навык к внутреннему деланию — блюдению помыслов и умной молитве. В 1777 г. ушел в Молдо-Валахию в Тисманский монастырь к старцу Феодосию, где и был пострижен. По возвращении о. Феодосия в 1779 г. в Россию, жил с ним в Софрониевой пустыни, а затем в Александро-Невской Лавре в С.-Петербурге, откуда митрополит Гавриил взял его к себе в келейники. Прекрасные нравственные качества и истинно монашеское устроение снискали ему расположение и полное доверие митрополита, а духовная опытность и широкое знакомство с подвижниками многих обителей сделали его незаменимым советником в деле восстановления монастырей и монашества, и особенно в выборе достойных людей. В 1785 г. был рукоположен во иеромонаха, в 1791 г. поставлен во игумена Моденского, в 1793 г. перемещен в обитель Св. Кирилла Новоезерского, где потрудился в продолжение 30 лет. В 1799 г. был сделан благочинным ряда монастырей, в 1819 г. возведен в сан архимандрита. в 1832 г.

4. День кончины Исаии (Зубкова), строителя Саровского. Родился в Суздале; 22 лет вступил в Киево-Печерскую Лавру, но ради строгости жизни перешел в Саровскую пустынь. В 1772 г. был пострижен, в 1777 г. рукоположен во иеромонаха, в 1794 г. избран в строители. 37 лет его настоятельства были отмечены ревностными заботами о преуспеянии братии, благоустроении пустыни и широком странноприимстве. в 1807 г.

6. День кончины Иеремии* (Соловьева), епископа Нижегородского, почившего в затворе. Родился в селе Георгиевском, Ливенского уезда, Орловской губ. в семье причетника. Окончил в 1819 г. Севскую семинарию и через некоторое время был направлен в С.-Петербургскую академию. В 1824 г. пострижен и рукоположен во иеродиакона, в 1827 г. во иеромонаха, в 1829 г. возведен в сан архимандрита; последовательно проходил должности инспектора Киевской академии (1830 г.), ректора Киевской семинарии (1835 г.), ректора Киевской академии (1839 г.). В 1841 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской Митрополии. В 1843 г. назначен епископом Киевским и Черноморским. В 1849 г. перемещен в Полтаву, а в 1850 г. — в Нижний Новгород. В течение архипастырского своего служения, занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником и теплым молитвенником. В 1857 г. он получил возможность выполнить свое давнишнее желание и удалился в затвор в Печерский монастырь, где принял схиму; впоследствии он перешел в Нижегородский Благовещенский. Свято почил в 1884 г.

13. День кончины монаха Германа*, просветителя алеутов. Родился в г. Серпухове Московской губ. 16 лет ушел в Троице-Сергиеву пустынь С.-Петербургской епархии, а оттуда на Валаам. В 1794 г. был назначен в состав миссии на Алеутские острова. Успехи миссии были велики; много алеутов приняло христианство, была построена церковь, заведена школа, но в скором времени члены миссии выбыли один за другим и о. Герман остался в одиночестве на о. Еловом, где и трудился апостольски свыше 40 лет. Он учил, лечил и проповедывал, защищал от притеснений доверчивый и кроткий народ, помогал нуждавшимся из своих скудных средств, жил в суровых подвигах воздержания и теплейшей молитвы. Блаженной кончиной почил в 1837 г. Память его весьма чтима.

14. День кончины Илариона, митрополита Суздальского. Родился в 1632 г. в семье священника Нижегородского Зачатейского монастыря. В 1651 г. был пострижен и рукоположен во иеродиакона; в 1654 г. вступил в зачинавшуюся Флорищеву пустынь, где в 1655 г. был рукоположен во иеромонаха. Вскоре к нему собралось довольно братии и многими трудами cоградился монастырь. В 1682 г. был вызван в Москву и посвящен во епископа граду Суздалю; в том же году возведен в сан митрополита. Святительствовал свыше 20 лет; имел дар слез и прозрения. в 1708 г,

В тот же день кончина Иоанна* (Былова), затворника Сезеновского. Родился в 1791 г. в селе Потудани, Воронежской губернии, в семье крепостных. С детства удалялся игр, прилежал молитве; начал юродствовать с 15 лет, претерпев за это много гонений от своего помещика. Жил некоторое время в Киево-Печерской лавре, не оставляя юродства, а затем, по особому смотрению Божию, поселился в селе Сезенове в затворе. Чистая, добродетельная жизнь и крепкая молитва стяжали ему многие благодатные дары. в 1839 г.

16. День кончины Софии*, схимонахини Покровской Суздальской обители. В миру Соломония, великая княгиня Московская, дочь боярина Юрия Сабурова и жена великого князя Василия Иоанновича, насильно им постриженная в 1525 г. в 1542 г. Память ее чтима.

В тот же день память схимонахини Софии* (Болотовой), первой настоятельницы Шамординской Казанской Амвросиевой пустыни. Родилась в 1845 г. Одаренная, талантливая, она долго не могла найти себе должного применения в жизни и лишь мудрое водительство о. Амвросия Оптинского раскрыло внутреннее богатство ее души — поразительное смирение, послушание, жертвенность и доброту. Назначенная в 1884 г. настоятельницей Шамординской общины, она стала для сестер подлинной матерью и cвято положила все силы на внутреннее и внешнее устроение обители. в 1888 г.

17. День кончины иеросхимонаха Сергия Веснина (Серафима Святогорца). Родился в 1814 г. в семье дьячка села Пищальского, Вятской губернии. Учился в Вятском духовном училище, а затем — семинарии, которую окончил в 1833 г.; принял священство, но, овдовев, в 1839 г. постригся и некоторое время пробыл в должности эконома архиерейского дома. В 1843 г. уехал на Афон, где в 1844 г. принял схиму; в том же году посетил Палестину. Свои впечатления об Афоне он описал в «Письмах к друзьям о Святой горе Афонской», имевших большой успех благодаря задушевности и возвышенной настроенности. Среди других его литературных работ надлежит отметить «Афонский патерик», «Русский Пантелеймонов монастырь на Святой горе Афонской» и «Духовные стихотворения святогорца». в 1853 г.

18. День кончины Феодосия*, первого архиепископа Астраханского и Терского. Игумен Толгского и Астраханского Троицкого монастыря, и 1602 г. хиротонисан был Патриархом Иовом во архиепископа Астрахани. За смелые обличения и выступления против Лжедимитрия едва не был убит. Участвовал в 1606 г. в перенесении мощей царевича Димитрия из Углича в Москву. На обратном пути в Астрахань почил в том же, 1606 г.

20. День кончины Филарета* (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого, в схиме Феодосия. Родился в 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда, Орловской губернии в семье священника. В 1797 г. окончил семинарию, в следующем году (1798) был назначен преподавателем, в том же году был пострижен, рукоположен во иеродиакона, и в 1799 г. — во иеромонаха. Учебно-воспитательное служение его юношеству продолжалось около 20 лет; он был, по отзывам, для своих питомцев «образ словом, житием, любовью, духом, верой и чистотою». Вскоре после рукоположения был назначен префектом Орловско-Севской семинарии, а через три года — ректором сначала в сане игумена, а затем и архимандрита. С 1804 по 1810 г. ректорствовал в Уфимской семинарии, а в 1810—1813 гг. — в Тобольской. Службой в Тобольске закончилась его педагогическая деятельность в семинариях, а вместе с тем и период жестоких испытаний и скорбей. Вызванный в Петербург, в 1814 г. был назначен инспектором Петербургской академии, получил степень доктора Богословия, в том же году перемещен инспектором Московской академии, в 1816 г. назначен ректором ее, а в 1817 г. — архимандритом Ново-Иерусалимского монастыря. В 1819 г. состоялась его хиротония во епископа Калужского и Боровского. В архипастырском служении отличался благостностью, благопопечением о сирых и убогих, любовью к благолепию церковному и храмозданию (выстроил свыше 25 каменных храмов) и немолчной проповедью слова Божия. Его «Беседы на Евангелие от Матфея» были в скором времени напечатаны. Основал два монастыря — «Добрый» и Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни; заботился об образовании духовного юношества. В 1825 г. был перемещен на Рязанскую кафедру; в 1826 г. возведен в сан архиепископа; служение его здесь было непродолжительно, причем большую часть времени он провел в Петербурге, вызванный для присутствия в Св. Синоде в качестве члена. В 1828 г. был перемещен в Казань, где в числе прочих епархиальных дел особое внимание уделял миссионерству. В 1836 г. последовало его назначение на Ярославскую кафедру, а в 1837 г. — на Киевскую митрополию с возведением в сан митрополита. Облеченный полнотой духовной власти святитель оставался верным своему правилу доходить до всего лично, не щадя ни сил, ни труда, действуя в духе мудрой снисходительности и мира. Уделял большое внимание приходам с раскольниками и униатами, храмозданию (выстроил церковь в 1839 г. в ближних пещерах, восстановил Голосеевскую пустынь) и широкому благотворению. Улучшил учебно-воспитательное дело; Киевская академия прославилась при его правлении и вне пределов России блестящим составом профессоров и прекрасным внутренним строем, так что в нее стали поступать воспитанники из Молдавии, Сербии и Болгарии. Из них особенно известны митрополит Филарет (Попеску-Скрибан) и митрополит Сербский Михаил. Святитель был избран почетным членом Академии наук, Общества истории и древностей российских, академий Киевской, С.-Петербургской, Московской и Казанской; университетов Киевского, Московского и Казанского. За 17 лет до кончины (в 1841 г.) принял схиму. В келейной жизни это был истинный монах — молитвенник и постник; на нем и при жизни почили явно знамения благодати Божией. в 1857 г.

В тот же день кончина Антония* (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Родился в 1773 г. в Полтавской губернии, в семье учителя. Учился в Киевской академии. В 1796 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру; пострижен в 1797 г., в том же году рукоположен во иеродиакона, в 1799 г. — во иеромонаха. В 1808 г. назначен начальником лаврской типографии, в 1814 г. начальником ближних пещер. В 1815 г. состоялось его назначение наместником лавры, а в 1816 г. он был возведен в сан архимандрита. В 1826 г. хиротонисан во епископа Воронежского, а в 1832 г. возведен в сан архиепископа. Подвижнически настроенный, он сиял на кафедре красотой безупречной жизни, смирением и дарами Св. Духа. Его попечениями совершилось в 1832 г. открытие мощей св. Митрофания, устроен (в 1836 г.) монастырь Благовещенский — Митрофаниев, написаны угоднику служба, жизнеописание и икона. Имя его как благодетеля и нище-любца было известно не только в России, но и в Святой Земле и на Афоне. Отошел ко Господу в 1840 г.

В тот же день кончина Иоанна (Сергиева), протоиерея, настоятеля Андреевского собора в Кронштадте. Родился в 1829 г. в селе Суре, Пинежского уезда, Архангельской губернии в семье причетника. Учился в Архангельской семинарии и С.-Петербургской академии. В 1855 г. рукоположен во иерея в Кронштадский Андреевский собор. Всецело посвятил жизнь служению ближним. Пастырь-молитвенник и милостивец почил в 1908 г.

22. День кончины Александра* (Юнгерова), протоиерея Чагринского монастыря. Родился в 1821 г. в селе Аблязове, Пензенской губернии, в семье причетника. Учился в Саратовском духовном училище и семинарии, которую окончил в 1842 г. Священствовал на приходе свыше 40 лет и 20 лет — в Чагринском монастыре. Аскетическая жизнь, дар рассуждения и врачества привлекали к нему множество народа. в 1900 г.

27. День кончины Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского. Родной брат митрополита Новгородского и С.-Петербургского Гавриила. Родился в Москве в семье священника Козьмо-Дамьянской церкви. Учение оставил по болезни и вступил послушником в Александро-Невскую лавру. Постриженный, рукоположенный во иеродиакона и иеромонаха проходил последовательно должности игумена Елеазарова монастыря и архимандрита Новоторжского Борисоглебского. В 1768 г. был хиротонисан во епископа Тобольского. Епархией управлял 33 года. В личной жизни был строгим аскетом и нищелюбцем. в 1802 г.

30. День кончины Трифона*, архиепископа Ростовского. в 1468 г. на покое в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

31. День кончины Макария, митрополита Московского. Поставленный в 1526 г. из архимандритов Лужецкого монастыря на Новгородскую архиепископскую кафедру, в 1542 г. был избран на Московскую митрополию. Многоразличные заботы его — об искоренении суеверий и заблуждений, о распространении просвещения, учреждение типографии, попечения о поднятии иноческой жизни, о распространении христианства на севере и востоке Руси, — сделали имя его досточтимым в грядущих поколениях. При нем состоялись несколько важных Соборов, на одном из коих (1547 г.) было установлено празднование угодникам, новым чудотворцам русской земли и утвержден «Судебник», предложенный Иоанном IV соборному рассмотрению. Святитель владел блистательным даром красноречия; замечательны его речи, обращенные к Иоанну IV перед походом в Казань и по возвращении. Ценнейший памятник 20-летних его трудов, дошедший до нас, это «Великая книга Минеи-Четьи», состоящая из 12 огромных фолиантов, представляющая собой целую библиотеку, в которой были собраны не только жития святых, слова на праздники, но и обширные сочинения учителей Церкви. в 1563 г.

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

[1] Звездочкой (*) отмечены имена усопших, не канонизованных, по почитаемых за свою богоугодную жизнь.


Иллюстраций нет
К оглавлению номера
1954
1953
1952
1951
1950

1949
1948
1947
1946
1945
1944
1943



© 2017 Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


Яндекс.Метрика